Иванов В. Н., Кирюханцев Е. Е., Приступюк Д. Н., Журавлев Ю. Ю. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня образования Академии ГПС МЧС России, 19 октября 2023 года, часть 2, секция 2. С. 66 — 70
С момента введения в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» прошло более 20 лет. За истекший период с момента его утверждения в настоящий закон 31 раз вносились изменения, однако эти изменения не устранили имеющиеся проблемы, в частности в области нормирования требований пожарной безопасности в строительстве.
В настоящей статье в первую очередь выражается мнение с позиции практических работников в сфере нормирования требований пожарной безопасности.
Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — правило, закон в какой-либо отрасли знания, например, строительная норма [1]. Норма в области пожарной безопасности в первую очередь направлена на безопасность людей, животных, а во вторую очередь – материальные ценности, например, здания и сооружения. И норма пожарной безопасности в большинстве случаев не появилась ни откуда, её появление связано с произошедшими пожарами, их катастрофическими последствиями, человеческими жертвами, с накопленным веками опытом пожарных и научными исследованиями.
Признаки появления системы строительных норм в России, включающей также и требования пожарной безопасности, обозначились уже в начале ХVIII века (указ о построении домов в Санкт-Петербурге от 1728 года), когда приступили к строительству общественных и промышленных объектов на территории страны c печным отоплением [2]. Строительство зданий должно было осуществляться отдельно друг от друга на расстоянии не менее 13 м, с большими проездами. Ширина улиц должна была быть размерами такими же, как и расстояния между домами, а также вводятся нормы по строительству «брандмауэров» — противопожарных стен (указ от 1736 года) [3]. В настоящее время сложилась практика обоснования противопожарных расстояний (разрывов) расчётными методами, основным критерием безопасности которых является нераспространение пожара на соседние объекты при безопасных значениях плотности падающего теплового потока. Но эта практика привела к возникновению другой проблемы (в первую очередь для пожарных подразделений) и связана она с вопросом организации проездов и подъездов к месту пожара для пожарной техники. Так, безопасные расстояния между зданиями с точки зрения нераспространения пожара между ними могут не обеспечивать свободный подъезд пожарной техники к месту пожара. Вопрос обеспечения проездов (подъездов) для пожарной техники помимо требований норм рассматривается также в документе планирования предварительных действий пожарных подразделений по расстановке сил и средств, но без учёта возможных падающих тепловых потоков, которые могут иметь место при пожаре на объекте. Таким образом, становится очевидно, что должна быть установлена взаимосвязь упомянутых методик (обоснование противопожарных расстояний и предварительных действий пожарных подразделений по расстановке сил и средств) между собой.
Уже в те времена было понятно, что осуществлять проектирование и строительство объектов различного назначения без соответствующей нормативной базы практически невозможно. Как и невозможно спроектировать здание или сооружение используя только расчетные методики, без использования норм проектирования. Ведь куда легче (с меньшими временными затратами, экономичнее и надежнее) собрать «условную мозаику» из противопожарных норм, чем проводить компьютерное моделирование с множеством допущений в части граничных условий и исходных данных, перепроверить которые зачастую невозможно без проведения контрольного (экспертного) моделирования.
Отдельной проблемой нормирования в области пожарной безопасности является применение норм на добровольной основе!
Нормы, направленные на обеспечение любых видов безопасности (в том числе и пожарной безопасности) людей, общества, государства априори не могут быть добровольного применения.
Появление этого понятия внесло только неразбериху в систему противопожарного нормирования. Все своды правил (СП) под редакцией ВНИИПО с 2009 года вышли в развитие требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», без выполнения требований которых не будет обеспечено соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, изложенным в настоящем техническом регламенте. В сводах правил в рамках отступления возможно лишь варьирование некоторых количественных показателей норм (например, ширины эвакуационного выхода, ноне менее допустимого значения 0,7-0,8 м), к которым чувствительны методики расчета пожарных рисков.
Из истории нормирования в строительной сфере России – существовала аналогия требованиям применения на добровольной основе, но относились они к разряду рекомендаций и упоминались лишь в пособиях к нормам, которые выпускались головными институтами.
В настоящее время надзорные, экспертные и иные органы относятся к требованиям применения на добровольной основе скептически или их просто не учитывают в своей деятельности. Такое отношение распространяется и на проектные и строительные организации. Срабатывает принцип «не обязательности».
По нашему мнению, «добровольность» применения не может относиться к нормам пожарной безопасности, которые имеют прямую причинно-следственную связь с безопасностью людей, государства и общества. Возможно лишь варьирование показателей этой нормы, например, ширины эвакуационного выхода от 0,7-0,8 до 1,35 м.
С выводом из системы нормативных документов норм технологического проектирования появилась пустота – остались не охваченными требования в области охраны труда (попытка решить их через стандарты, тоже удалась не полностью), кроме того из сферы нормирования выведены практически все отраслевые министерства.
Сегодня лишь некоторые крупные корпорации, акционерные общества и небольшое число предприятий благоразумно сохранили по своим направлениям деятельности нормы технологического проектирования.
На протяжении приблизительно последних двух лет в целях ухода от выполнения требований сводов правил, а затем и от повторной разработки специальных технических условий (СТУ) (при условии, когда несколько раз согласованы «типовые» решения тем самым возводя их в ранг нормы), активно разрабатываются и согласовываются в установленном порядке стандарты организаций – СТО, уровень качества которых довольно низок по причине отсутствия научных исследований по нормам, указанным в них. Несомненно, количество разрабатываемых СТУ должно сокращаться путем проработки норм методом экспертных оценок. Но при этом каждая норма пожарной безопасности, попадающая в свод правил, должна быть тщательно проработана и научно обоснована.
В прошлые десятилетия через систему общесоюзных норм технологического проектирования внедрялись новые перспективные технологии.
Одна из ключевых проблем в настоящее время – отсутствие единой государственной системы нормативных документов по пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности должны выпускаться только МЧС России и необходимо из иных нормативных документов такие требования исключить, если они есть. Это позволит привести нормативную базу к единому чтению, трактовке, пониманию и поможет исключить дублирование норм.
Особое направление в области противопожарного нормирования – это экономическая обоснованность. Пожарная безопасность занимает особое место в жизненном цикле объекта защиты и ее невозможно обеспечить «один раз», эта работа требует постоянного внимания, как на этапе проектирования, строительства, так и на этапе эксплуатации объекта защиты. В прошлые десятилетия имели место периоды оперативной корректировки норм на основе анализа крупных пожаров на объектах народного хозяйства (пожар в гостинице «Россия» 25.02.1977 г. в городе Москва, пожар в корпусе цеха двигателей завода «КАМАЗ» 14.04.1993 г.). И поэтому не выполнять требования норм в области обеспечения пожарной безопасности под предлогом экономии не следует, это в перспективе ведет к печальным последствиям. Но при этом с учетом развития технологий строительства и различных подходов к обеспечению безопасности необходимо применять разнообразные формы подтверждения соответствия, изложенные в статье 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции от 14.07.2022 №276-ФЗ), которые позволят объективно подходить, в том числе с учетом экономического обоснования к требованиям пожарной безопасности, применяемым на объекте защиты. Из советской истории – все дополнительные требования пожарной безопасности, включаемые в нормы, имели экономическое обоснование, которое согласовывалось Министерством финансов СССР на основании финансовой справки-обоснования, предоставляемой организацией-разработчиком норм.
Необходимо планомерно вносить корректировки в действующие своды правил, в том числе по результатам обобщения неоднократно согласованных положений СТУ на нормативно-технических советах МЧС России и их апробации на объектах защиты.
Отдельной проблемой остаются требования пожарной безопасности для объектов, находящихся под защитой Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при их приспособлении под эксплуатацию в современных условиях, когда невозможно зачастую обеспечить безопасную эвакуацию людей из подобных объектов защиты.
Острой проблемой остается практика официальных разъяснений по требованиям действующих нормативов от авторов-разработчиков нормативных документов. Статус авторов-разработчиков нормативных документов ни Федеральным законодательством, ни подзаконными актами не определен. Сегодня, требования пожарной безопасности трактуются кем угодно и, как угодно, в том числе и теми, кто не участвовал в разработке нормативных документов и плохо понимает саму идею документа.
При этом не стоит забывать о пункте 6 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 №290 (в реакции от 28.09.2022) «О федеральном государственном пожарном надзоре», где сказано, что деятельность государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих должностных лиц государственного пожарного надзора вышестоящим. На основании вышеизложенного разъяснения требований пожарной безопасности для государственного пожарного надзора является важным элементом при повседневной деятельности.
Из истории, Госстрой России, выпускал журнал «Бюллетень строительной техники», в котором постоянно публиковались все разъяснения Госстроя по требованиям строительных норм и правил. Существующую ранее практику хорошо бы применить в МЧС России, создав такую рубрику, например, в журнале «Пожарная безопасность».
В условиях сложившейся практики противопожарного нормирования считаем:
1. Необходимо исключить дублирование требований пожарной безопасности из любых документов, не изданных в развитие приказа Минпромторга России от 13 февраля 2023 года №318 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Все нормы пожарной безопасности, имеющие причинно-следственную связь с обеспечением безопасности людей, государства и общества должны быть исключены из перечня добровольного применения. Устанавливать такую связь должны организацииразработчики норм.
3. Разработку общероссийских нормативных документов должны осуществлять только государственные или общероссийские общественные организации с привлечением специалистов разных специальностей (технологи, архитекторы, конструкторы, специалисты по направлениям безопасности и специалисты в области эксплуатации зданий). Необходимо запретить самостоятельную разработку требований пожарной безопасности в общероссийские нормы иным организациям, которые могут привлекаться в процесс работы над требованиями норм.
4. Терминология по основным понятиям в области пожарной безопасности в строительстве должна быть единой для всего строительного комплекса страны и оформляться под руководством МЧС России. Нормативные документы других отраслевых министерств не должны содержать требования пожарной безопасности.
5. Осуществить пересмотр существующей практики согласования и утверждения СТУ по обеспечению требований пожарной безопасности. Нередко эта процедура затягивается на многие месяцы по формальным и недостаточно обоснованным признакам, срываются сроки строительства. Необходимо исключить согласование СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в Минстрое России и Москомэкспертизе при наличии положительного заключения органов МЧС России. Придать официальный статус такому заключению органа МЧС России, включив понятие о нем в Федеральный закон от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности».
6. Восстановить выпуск официальных журналов в МЧС России с рубрикой официальных разъяснений по требованиям действующих норм от авторов-разработчиков нормативных документов.
7. Для организаций – авторов-разработчиков норм, ввести обязанность по выпуску в течение двух лет после утверждения и издания нормативного документа, методических рекомендаций и пособий для специалистов в области строительства и проектировщиков, работников надзорных и экспертных учреждений, разъясняющие положения требований норм.
В настоящее время в России получается парадоксальная ситуация: проектируем и строим здания и сооружения по одной системе нормирования, а при введении их в эксплуатацию через какое-то время осуществляем проверки органами надзорной деятельности по другой. Например, встречающаяся на практике ситуация, когда расчётом пожарного риска на эксплуатируемом объекте пытаются отменять ряд требований пожарной безопасности, прописанный в исполнительной и (или) проектной документации (согласованной в установленном законом порядке), и не учитывающийся никаким образом в самой методике расчёта пожарного риска.
Важно проверять и сохранять проектные решения (мероприятия) по пожарной безопасности в том объёме, в котором они были рассмотрены и утверждены при прохождении экспертизы проекта, и реализованы в процессе строительства, а не игнорировать их, выбирая «удобные» требования, обосновывая отступления в рамках методик расчетов пожарных рисков, которые имеют ограниченную область их применения.
В настоящей статье в первую очередь выражается мнение с позиции практических работников в сфере нормирования требований пожарной безопасности.
Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — правило, закон в какой-либо отрасли знания, например, строительная норма [1]. Норма в области пожарной безопасности в первую очередь направлена на безопасность людей, животных, а во вторую очередь – материальные ценности, например, здания и сооружения. И норма пожарной безопасности в большинстве случаев не появилась ни откуда, её появление связано с произошедшими пожарами, их катастрофическими последствиями, человеческими жертвами, с накопленным веками опытом пожарных и научными исследованиями.
Признаки появления системы строительных норм в России, включающей также и требования пожарной безопасности, обозначились уже в начале ХVIII века (указ о построении домов в Санкт-Петербурге от 1728 года), когда приступили к строительству общественных и промышленных объектов на территории страны c печным отоплением [2]. Строительство зданий должно было осуществляться отдельно друг от друга на расстоянии не менее 13 м, с большими проездами. Ширина улиц должна была быть размерами такими же, как и расстояния между домами, а также вводятся нормы по строительству «брандмауэров» — противопожарных стен (указ от 1736 года) [3]. В настоящее время сложилась практика обоснования противопожарных расстояний (разрывов) расчётными методами, основным критерием безопасности которых является нераспространение пожара на соседние объекты при безопасных значениях плотности падающего теплового потока. Но эта практика привела к возникновению другой проблемы (в первую очередь для пожарных подразделений) и связана она с вопросом организации проездов и подъездов к месту пожара для пожарной техники. Так, безопасные расстояния между зданиями с точки зрения нераспространения пожара между ними могут не обеспечивать свободный подъезд пожарной техники к месту пожара. Вопрос обеспечения проездов (подъездов) для пожарной техники помимо требований норм рассматривается также в документе планирования предварительных действий пожарных подразделений по расстановке сил и средств, но без учёта возможных падающих тепловых потоков, которые могут иметь место при пожаре на объекте. Таким образом, становится очевидно, что должна быть установлена взаимосвязь упомянутых методик (обоснование противопожарных расстояний и предварительных действий пожарных подразделений по расстановке сил и средств) между собой.
Уже в те времена было понятно, что осуществлять проектирование и строительство объектов различного назначения без соответствующей нормативной базы практически невозможно. Как и невозможно спроектировать здание или сооружение используя только расчетные методики, без использования норм проектирования. Ведь куда легче (с меньшими временными затратами, экономичнее и надежнее) собрать «условную мозаику» из противопожарных норм, чем проводить компьютерное моделирование с множеством допущений в части граничных условий и исходных данных, перепроверить которые зачастую невозможно без проведения контрольного (экспертного) моделирования.
Отдельной проблемой нормирования в области пожарной безопасности является применение норм на добровольной основе!
Нормы, направленные на обеспечение любых видов безопасности (в том числе и пожарной безопасности) людей, общества, государства априори не могут быть добровольного применения.
Появление этого понятия внесло только неразбериху в систему противопожарного нормирования. Все своды правил (СП) под редакцией ВНИИПО с 2009 года вышли в развитие требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», без выполнения требований которых не будет обеспечено соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, изложенным в настоящем техническом регламенте. В сводах правил в рамках отступления возможно лишь варьирование некоторых количественных показателей норм (например, ширины эвакуационного выхода, ноне менее допустимого значения 0,7-0,8 м), к которым чувствительны методики расчета пожарных рисков.
Из истории нормирования в строительной сфере России – существовала аналогия требованиям применения на добровольной основе, но относились они к разряду рекомендаций и упоминались лишь в пособиях к нормам, которые выпускались головными институтами.
В настоящее время надзорные, экспертные и иные органы относятся к требованиям применения на добровольной основе скептически или их просто не учитывают в своей деятельности. Такое отношение распространяется и на проектные и строительные организации. Срабатывает принцип «не обязательности».
По нашему мнению, «добровольность» применения не может относиться к нормам пожарной безопасности, которые имеют прямую причинно-следственную связь с безопасностью людей, государства и общества. Возможно лишь варьирование показателей этой нормы, например, ширины эвакуационного выхода от 0,7-0,8 до 1,35 м.
С выводом из системы нормативных документов норм технологического проектирования появилась пустота – остались не охваченными требования в области охраны труда (попытка решить их через стандарты, тоже удалась не полностью), кроме того из сферы нормирования выведены практически все отраслевые министерства.
Сегодня лишь некоторые крупные корпорации, акционерные общества и небольшое число предприятий благоразумно сохранили по своим направлениям деятельности нормы технологического проектирования.
На протяжении приблизительно последних двух лет в целях ухода от выполнения требований сводов правил, а затем и от повторной разработки специальных технических условий (СТУ) (при условии, когда несколько раз согласованы «типовые» решения тем самым возводя их в ранг нормы), активно разрабатываются и согласовываются в установленном порядке стандарты организаций – СТО, уровень качества которых довольно низок по причине отсутствия научных исследований по нормам, указанным в них. Несомненно, количество разрабатываемых СТУ должно сокращаться путем проработки норм методом экспертных оценок. Но при этом каждая норма пожарной безопасности, попадающая в свод правил, должна быть тщательно проработана и научно обоснована.
В прошлые десятилетия через систему общесоюзных норм технологического проектирования внедрялись новые перспективные технологии.
Одна из ключевых проблем в настоящее время – отсутствие единой государственной системы нормативных документов по пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности должны выпускаться только МЧС России и необходимо из иных нормативных документов такие требования исключить, если они есть. Это позволит привести нормативную базу к единому чтению, трактовке, пониманию и поможет исключить дублирование норм.
Особое направление в области противопожарного нормирования – это экономическая обоснованность. Пожарная безопасность занимает особое место в жизненном цикле объекта защиты и ее невозможно обеспечить «один раз», эта работа требует постоянного внимания, как на этапе проектирования, строительства, так и на этапе эксплуатации объекта защиты. В прошлые десятилетия имели место периоды оперативной корректировки норм на основе анализа крупных пожаров на объектах народного хозяйства (пожар в гостинице «Россия» 25.02.1977 г. в городе Москва, пожар в корпусе цеха двигателей завода «КАМАЗ» 14.04.1993 г.). И поэтому не выполнять требования норм в области обеспечения пожарной безопасности под предлогом экономии не следует, это в перспективе ведет к печальным последствиям. Но при этом с учетом развития технологий строительства и различных подходов к обеспечению безопасности необходимо применять разнообразные формы подтверждения соответствия, изложенные в статье 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции от 14.07.2022 №276-ФЗ), которые позволят объективно подходить, в том числе с учетом экономического обоснования к требованиям пожарной безопасности, применяемым на объекте защиты. Из советской истории – все дополнительные требования пожарной безопасности, включаемые в нормы, имели экономическое обоснование, которое согласовывалось Министерством финансов СССР на основании финансовой справки-обоснования, предоставляемой организацией-разработчиком норм.
Необходимо планомерно вносить корректировки в действующие своды правил, в том числе по результатам обобщения неоднократно согласованных положений СТУ на нормативно-технических советах МЧС России и их апробации на объектах защиты.
Отдельной проблемой остаются требования пожарной безопасности для объектов, находящихся под защитой Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при их приспособлении под эксплуатацию в современных условиях, когда невозможно зачастую обеспечить безопасную эвакуацию людей из подобных объектов защиты.
Острой проблемой остается практика официальных разъяснений по требованиям действующих нормативов от авторов-разработчиков нормативных документов. Статус авторов-разработчиков нормативных документов ни Федеральным законодательством, ни подзаконными актами не определен. Сегодня, требования пожарной безопасности трактуются кем угодно и, как угодно, в том числе и теми, кто не участвовал в разработке нормативных документов и плохо понимает саму идею документа.
При этом не стоит забывать о пункте 6 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 №290 (в реакции от 28.09.2022) «О федеральном государственном пожарном надзоре», где сказано, что деятельность государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих должностных лиц государственного пожарного надзора вышестоящим. На основании вышеизложенного разъяснения требований пожарной безопасности для государственного пожарного надзора является важным элементом при повседневной деятельности.
Из истории, Госстрой России, выпускал журнал «Бюллетень строительной техники», в котором постоянно публиковались все разъяснения Госстроя по требованиям строительных норм и правил. Существующую ранее практику хорошо бы применить в МЧС России, создав такую рубрику, например, в журнале «Пожарная безопасность».
В условиях сложившейся практики противопожарного нормирования считаем:
1. Необходимо исключить дублирование требований пожарной безопасности из любых документов, не изданных в развитие приказа Минпромторга России от 13 февраля 2023 года №318 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Все нормы пожарной безопасности, имеющие причинно-следственную связь с обеспечением безопасности людей, государства и общества должны быть исключены из перечня добровольного применения. Устанавливать такую связь должны организацииразработчики норм.
3. Разработку общероссийских нормативных документов должны осуществлять только государственные или общероссийские общественные организации с привлечением специалистов разных специальностей (технологи, архитекторы, конструкторы, специалисты по направлениям безопасности и специалисты в области эксплуатации зданий). Необходимо запретить самостоятельную разработку требований пожарной безопасности в общероссийские нормы иным организациям, которые могут привлекаться в процесс работы над требованиями норм.
4. Терминология по основным понятиям в области пожарной безопасности в строительстве должна быть единой для всего строительного комплекса страны и оформляться под руководством МЧС России. Нормативные документы других отраслевых министерств не должны содержать требования пожарной безопасности.
5. Осуществить пересмотр существующей практики согласования и утверждения СТУ по обеспечению требований пожарной безопасности. Нередко эта процедура затягивается на многие месяцы по формальным и недостаточно обоснованным признакам, срываются сроки строительства. Необходимо исключить согласование СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в Минстрое России и Москомэкспертизе при наличии положительного заключения органов МЧС России. Придать официальный статус такому заключению органа МЧС России, включив понятие о нем в Федеральный закон от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности».
6. Восстановить выпуск официальных журналов в МЧС России с рубрикой официальных разъяснений по требованиям действующих норм от авторов-разработчиков нормативных документов.
7. Для организаций – авторов-разработчиков норм, ввести обязанность по выпуску в течение двух лет после утверждения и издания нормативного документа, методических рекомендаций и пособий для специалистов в области строительства и проектировщиков, работников надзорных и экспертных учреждений, разъясняющие положения требований норм.
В настоящее время в России получается парадоксальная ситуация: проектируем и строим здания и сооружения по одной системе нормирования, а при введении их в эксплуатацию через какое-то время осуществляем проверки органами надзорной деятельности по другой. Например, встречающаяся на практике ситуация, когда расчётом пожарного риска на эксплуатируемом объекте пытаются отменять ряд требований пожарной безопасности, прописанный в исполнительной и (или) проектной документации (согласованной в установленном законом порядке), и не учитывающийся никаким образом в самой методике расчёта пожарного риска.
Важно проверять и сохранять проектные решения (мероприятия) по пожарной безопасности в том объёме, в котором они были рассмотрены и утверждены при прохождении экспертизы проекта, и реализованы в процессе строительства, а не игнорировать их, выбирая «удобные» требования, обосновывая отступления в рамках методик расчетов пожарных рисков, которые имеют ограниченную область их применения.
Список источников:
1. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]: Электрон. дан. – Москва, – Режим доступа: https://bse.slovaronline.com/search?s=норма (дата обращения 11.09.2023).
2. Татаров В.Е., Мешалкин Е.А. Противопожарное нормирование в строительстве от истории к современности АНО журнал «Архитектура и строительство России» №9, с.12-23, 2014.
3. Ильин В. В., Мешалкин Е. А. История пожарной охраны России: учеб. для слушателей и курсантов высш. пожар.-техн. образоват. учреждений МЧС России / В. В. Ильин, Е. А. Мешалкин; М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий, Акад. Гос.противопожар. службы. – М.; СПб.: Акад. ГПС МЧС России Изд-во СПбГПУ, 2003. — 365, с.: ил., портр.; 22 см. –Библиогр.: с. 362-364 (47 назв.) и в подстроч. прим.
1. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]: Электрон. дан. – Москва, – Режим доступа: https://bse.slovaronline.com/search?s=норма (дата обращения 11.09.2023).
2. Татаров В.Е., Мешалкин Е.А. Противопожарное нормирование в строительстве от истории к современности АНО журнал «Архитектура и строительство России» №9, с.12-23, 2014.
3. Ильин В. В., Мешалкин Е. А. История пожарной охраны России: учеб. для слушателей и курсантов высш. пожар.-техн. образоват. учреждений МЧС России / В. В. Ильин, Е. А. Мешалкин; М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий, Акад. Гос.противопожар. службы. – М.; СПб.: Акад. ГПС МЧС России Изд-во СПбГПУ, 2003. — 365, с.: ил., портр.; 22 см. –Библиогр.: с. 362-364 (47 назв.) и в подстроч. прим.